Ситуация знакомая всем до банальности: среди покупок в супермаркете вы берете какой-то не особенно дорогой товар, скажем, крем с ценником 210 рублей.
Ситуация знакомая всем до банальности: среди
покупок в супермаркете вы берете какой-то не особенно дорогой товар, скажем,
крем с ценником 210 рублей. Придя домой и просматривая чек, вы с удивлением
обнаруживаете, что на кассе вам пробили 310 рублей вместо стоимости, указанной
на ценнике. Возвратившись в магазин, вы требуете объяснений и получаете
стандартный ответ, что в связи с кризисом крем подорожал, ценник сменить не
успели, а компьютер на кассе пробил правильно.
Причем, что интересно, почти после каждой
покупки в супермаркете – одна и та же история. Особенно это видно на недорогих
продуктах. Например, плавленый сырок на ценнике 30 рублей, а пробивают 35, рыба
мороженая на ценнике 65 рублей, а пробивают 75. Когда покупок много, то и не
уследишь. А ведь основная масса покупателей именно так и делает: приехал и за
один раз набрал продуктов на неделю. В результате накидывается столько, что
вкупе выглядит прилично. На вопрос придирчивого покупателя: «Отчего так?»,
наглый ответ, что идет переоценка.
Я сама не раз попадала в такую ситуацию. Если
проверю чек и сразу увижу несоответствие, то начинаю выяснять правду тут же
возле кассы, прошу позвать администратора, но в ответ слышу то же самое, о чем
писала выше, тот же стандартный ответ. И еще добавляют, что персонала не
хватает, чтобы поменять все ценники, что они уже отпечатаны и достает откуда-то
из недр целую пачку ценников, среди которой, как они утверждают, наверняка есть
и тот самый, который еще не успели поменять. В итоге плюешь и уходишь.
Бывала у меня и такая ситуация: покупаю кошке
желудки куриные, пробиваю на кассе, приношу домой и только тогда смотрю чек. А
там вместо желудков пробито сердце, а разница в цене ощутимая – 50 рублей.
Закипает праведный гнев, но так же быстро и остывает. Во-первых, смотри сразу,
что берешь – на упаковке с желудками наклеен ценник от сердечек куриных. Сама
виновата, не увидела сразу. Во-вторых, смотри и проверяй чек сразу же, не
отходя от кассы. Сама виновата, не проверила. И, в-третьих, какой смысл уже
ехать в супермаркет на разборки и тратить на дорогу те же самые 50 рублей? Вот
вам и арифметика – простая до безобразия. Конечно, можно было вернуться и
предъявить претензии, просто лень-матушка…
Итак, вас обсчитали, понимаю ваше
негодование. Знайте, закон на вашей стороне, ведь супермаркет грубо нарушает
правила торговли.
Ценник – не филькина грамота, которая
заполняется и меняется продавцом, как ему вздумается. По правилам каждая
торговая точка обязана иметь достоверные ценники с указанием даты оформления и
печатью ответственного лица магазина либо продавца – индивидуального
предпринимателя на каждом экземпляре. Об этом указано в п. 19 Правил продажи
отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от
19.01.98 г № 55.
Нестыковки в стоимости товара на ценнике и в
компьютере кассы могут случиться по разным причинам: из-за халтурной работы,
недосмотра персонала магазина. А также могут иметь место и корыстные уловки,
рассчитанные на невнимательность клиентов при оплате.
Покупатель вправе ориентироваться на ценник
и, если на кассе пробивают другую сумму, может по своему выбору отказаться от
покупки и потребовать возврата всех уплаченных денег, ссылаясь на недостоверную
информацию о товаре либо потребовать продажи товара по стоимости, указанной в
ценнике и возврата переплаченной суммы со ссылкой на закон. Об этом указано в
ст. 12 Закона «О защите прав потребителей» и п.19 Правил продажи отдельных
видов товаров, о которых я упоминала выше.
Кстати, за недостоверные ценники в магазине
налагается штраф, причем довольно ощутимый и хорошо бьет по карману нерадивого
предпринимателя. Штрафует Роспотребнадзор, жалобой в который всегда можно
пригрозить.
Если продавцы собираются вернуть все деньги и
вообще отказываются продавать товар «въедливому» клиенту, то есть ст. 425
Гражданского кодекса РФ, согласно которой все организации и индивидуальные
предприниматели, занимающиеся розничной торговлей, обязаны продавать свои
товары каждому покупателю, который к ним обратится.
Теперь вернусь к ситуации, когда в магазине
перепутаны ценники, как в моем случае с куриными желудками. А ведь может
возникнуть и другая ситуация. Вы покупаете дорогостоящий товар, скажем, за
10000 рублей. Дома открываете коробку и обнаруживаете что это немного не то,
что вы выбрали. Идете в магазин разбираться, в результате вам заявляют, что
ценники были перепутаны и нужный вам товар стоит не 10000, которые вы за него
заплатили, а 15000. Но вам-то нужен именно этот товар по той цене, которую вы
заплатили, ведь вы рассчитывали именно на ту цену и дороже вы вряд ли стали бы
эту вещь покупать. Как быть?
В данном случае вполне можно отстоять свои
права. Тем более, что ценники должны содержать достоверную информацию, о чем
указано в ст. 10 Закона «О защите прав потребителей» и в правилах торговли.
Если персонал магазина что-то напутал с ценниками и не успел вовремя их
переоформить, то все это – проблемы магазина, а не покупателя.
Вы имеете право потребовать, чтобы магазин
передал товар по цене, указанной на изделии в момент продажи. Об этом указано в
ст. 500 Гражданского кодекса РФ.
Сформулируйте свои жалобы со ссылкой на
законы в письменной претензии в двух экземплярах и передайте руководству
магазина. Один экземпляр останется у вас, на нем в магазине должны расписаться
и поставить дату. Если персонал магазина будет отпираться и утверждать, что
никакой путаницы не было, и на товаре первоначально была указана другая цена,
то сообщите, что вы в курсе, что закон на вашей стороне и для защиты своих прав
вы готовы обратиться в Роспотребнадзор.
По вашей жалобе его специалисты проверят
магазин, документы, касающиеся данного товара. В большинстве случаев всегда
находится что-то, за что можно наказать магазин. Поэтому продавцы, скорее
всего. Согласятся с вашим требованием оставить все как есть, основанным на
знании своих прав.
Вот как-то так...